несколько слов о формате А4

LikaL, 13.01.2018 22:47|
читателей: 66

 

   А4 – это стихи, графически оформленные не традиционно, «в столбик», а модерново – в строчку, сплошным текстом (тут, на мой взгляд, уместно припомнить известную фразу про то, что «всё новое это хорошо забытое старое», ибо такая форма записи ритмизированных текстов известна с древности). 
Но в последнее время это действительно стало очень популярным и многие поэты вообще пишут сплошь в А4.  Чаще всего такие стихи — повествовательные.  А4 должно быть о чем-то (пусть даже минимально, но конкретизировано); каждое слово должно непосредственно и прямо выражать замысел поэта; никакой ощущаемой дистанции между поэтом и его словом не должно быть: пишешь про лошадь – значит про лошадь, а не про то, что лошадь могла бы быть птицей, а может и была в прошлой жизни, но теперь эта птица – ЛГ и она тоскует по осеннему Парижу. 
Философские стихи «о высоком» не подходят для А4. Пэтому метафоричность и иносказание стоит оставить для «столбиков». А4 не должно быть перегружено образами, накрученными аллегориями и одному автору понятными подтекстами. Тяжеловесная философичность и аффективные эскапады, экзальтированность тоже противопоказаны данному формату.

А4 чаще всего используют при явно выраженных обращениях: монологах, диалогах, историях от первого лица, и особенно часто в эпистолах – это, можно сказать, классика жанра, классика этой формы.

Что касается техники: внутренние рифмы, клаузулы, тропы и прочие «красивости» – это все так же замечательно в А4, как и в любом другом стихотворении (при оговоренной выше «концентрированности» и органичности); 
с палиндромическими рифмами, редифами, панторифмами, ассонансами и диссонансами — осторожней, так как в строчной записи они могут быть просто-напросто не распознаны, хуже того – приняты за ошибку или нелепость.

В той части стиха (традиционно – начало, если в структуре произведения нет иных текстообразующих фишек), которая задает схему рифмовки и стихоформулу, лучше избегать бедных и неточных рифм, составные выверять тщательнее, а богатые постараться подбирать не по принципу, что первое напрашивается. Именно первый катрен (пятистишие и т.д.) настраивает читателя на ритм, динамику чтения, интонацию. Далее в произведении можно без проблем употреблять и бедные, и неточные рифмы, так как ритм уже будет «схвачен» и такие рифмы не будут выделяться.

 

Известные примеры:

 

Кружевные тени сирени, и ажур сердцеликих листьев… Нам до лета — одно мгновенье… Если руку протянешь — близко до весёлого буйства красок, земляники, грибов, рыбалки… Май, прощально и нежно ласков, в безвозвратность уходит… Жалко той несмело зелёной дымки — послезимнего гимна жизни, и в овраге последней льдинки уходяще-тающей, лишней… Исцветает прозрачность неба, ласки ночи уносят в юность… Хоть разок оказаться мне бы там, где губы твои и лунность невозможная, словно в детстве… где открытие тайн так робко..

Этот май растревожил сердце..

И уходит по звёздной тропке..

Маргарита Шушкова


…Так и вижу подобье класса, Форму несколько не по мне, Холодок рассветного часа, Облетающий клен в окне, Потому что сентябрь на старте (Что поделаешь, я готов). Сплошь букеты на каждой парте — Где набрали столько цветов? Примечаю, справиться силясь С тайной ревностью дохляка: Изменились, поизносились, Хоть и вытянулись слегка… 
Дмитрий Быков 

 

grafomanam.net/works/297800 

philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm - 

www.grafomanam.net/poems/view_poem/287279/



Комментарии (43)

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5
41
LikaL24.01.2018 00:58
Ответить

отнюдь.
меня интересуют любые мнения, но именно — мнения, которые подтверждены рассуждением, объяснением, вниканием в суть предмета, а не категоричное отрицание без оснований или повторение распространенных штампов.
то есть меня интересует разговор о.

42
LikaL28.01.2018 09:55
Ответить

Лешек

точильное


… мой ангел спит. Два ангела… нет, три… считай крыла! – а что считать — смотри –хотя глазами –много ли увидишь?..., (точу ножи… на краешке стола… а тексты это пепел и зола… все сказано. Причем давно… на идиш?.. его не знаю… и не узнаЮ… поет точило...(я его пою, озвучивая острые амперы)… и вольты на обмотках горячи, как будто из духовки куличи… отскакивают искры от фанеры, срываясь с камня, (чуть сильней нажать)… но искоркам уже не убежать,- уже строки натянута тетИва… ах, да, не так –конечно- тетивА,… ведь я точильщик – и точу слова… пытаюсь… оселком императива.

43
LikaL28.01.2018 09:57
Ответить

Кот Басё

Учитель в гневе выходит из позы лотоса...

Учитель в гневе выходит из позы лотоса, хватает розги, бесится и орет: «Басё, ну когда ты уймешься уже с вопросами?! Ищи свое «я» и утихни, несносный кот!». А Кот сидит на циновке с луной и цаплями, и морда – славным кругленьким кирпичом, и на все крики Учителя проницательно Кот отвечает только одно: «А чё?» И дзен скоро рухнет, как пагода в наводнение, Учитель промухал истину – и не раз: Басё тренирует ангельское терпение, лукаво прикрыв турмалиновый третий глаз.

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...