несколько слов о формате А4

LikaL, 13.01.2018 22:47|
читателей: 70

 

   А4 – это стихи, графически оформленные не традиционно, «в столбик», а модерново – в строчку, сплошным текстом (тут, на мой взгляд, уместно припомнить известную фразу про то, что «всё новое это хорошо забытое старое», ибо такая форма записи ритмизированных текстов известна с древности). 
Но в последнее время это действительно стало очень популярным и многие поэты вообще пишут сплошь в А4.  Чаще всего такие стихи — повествовательные.  А4 должно быть о чем-то (пусть даже минимально, но конкретизировано); каждое слово должно непосредственно и прямо выражать замысел поэта; никакой ощущаемой дистанции между поэтом и его словом не должно быть: пишешь про лошадь – значит про лошадь, а не про то, что лошадь могла бы быть птицей, а может и была в прошлой жизни, но теперь эта птица – ЛГ и она тоскует по осеннему Парижу. 
Философские стихи «о высоком» не подходят для А4. Пэтому метафоричность и иносказание стоит оставить для «столбиков». А4 не должно быть перегружено образами, накрученными аллегориями и одному автору понятными подтекстами. Тяжеловесная философичность и аффективные эскапады, экзальтированность тоже противопоказаны данному формату.

А4 чаще всего используют при явно выраженных обращениях: монологах, диалогах, историях от первого лица, и особенно часто в эпистолах – это, можно сказать, классика жанра, классика этой формы.

Что касается техники: внутренние рифмы, клаузулы, тропы и прочие «красивости» – это все так же замечательно в А4, как и в любом другом стихотворении (при оговоренной выше «концентрированности» и органичности); 
с палиндромическими рифмами, редифами, панторифмами, ассонансами и диссонансами — осторожней, так как в строчной записи они могут быть просто-напросто не распознаны, хуже того – приняты за ошибку или нелепость.

В той части стиха (традиционно – начало, если в структуре произведения нет иных текстообразующих фишек), которая задает схему рифмовки и стихоформулу, лучше избегать бедных и неточных рифм, составные выверять тщательнее, а богатые постараться подбирать не по принципу, что первое напрашивается. Именно первый катрен (пятистишие и т.д.) настраивает читателя на ритм, динамику чтения, интонацию. Далее в произведении можно без проблем употреблять и бедные, и неточные рифмы, так как ритм уже будет «схвачен» и такие рифмы не будут выделяться.

 

Известные примеры:

 

Кружевные тени сирени, и ажур сердцеликих листьев… Нам до лета — одно мгновенье… Если руку протянешь — близко до весёлого буйства красок, земляники, грибов, рыбалки… Май, прощально и нежно ласков, в безвозвратность уходит… Жалко той несмело зелёной дымки — послезимнего гимна жизни, и в овраге последней льдинки уходяще-тающей, лишней… Исцветает прозрачность неба, ласки ночи уносят в юность… Хоть разок оказаться мне бы там, где губы твои и лунность невозможная, словно в детстве… где открытие тайн так робко..

Этот май растревожил сердце..

И уходит по звёздной тропке..

Маргарита Шушкова


…Так и вижу подобье класса, Форму несколько не по мне, Холодок рассветного часа, Облетающий клен в окне, Потому что сентябрь на старте (Что поделаешь, я готов). Сплошь букеты на каждой парте — Где набрали столько цветов? Примечаю, справиться силясь С тайной ревностью дохляка: Изменились, поизносились, Хоть и вытянулись слегка… 
Дмитрий Быков 

 

grafomanam.net/works/297800 

philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm - 

www.grafomanam.net/poems/view_poem/287279/



Комментарии (46)

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5
41
LikaL24.01.2018 00:58
Ответить

отнюдь.
меня интересуют любые мнения, но именно — мнения, которые подтверждены рассуждением, объяснением, вниканием в суть предмета, а не категоричное отрицание без оснований или повторение распространенных штампов.
то есть меня интересует разговор о.

42
LikaL28.01.2018 09:55
Ответить

Лешек

точильное


… мой ангел спит. Два ангела… нет, три… считай крыла! – а что считать — смотри –хотя глазами –много ли увидишь?..., (точу ножи… на краешке стола… а тексты это пепел и зола… все сказано. Причем давно… на идиш?.. его не знаю… и не узнаЮ… поет точило...(я его пою, озвучивая острые амперы)… и вольты на обмотках горячи, как будто из духовки куличи… отскакивают искры от фанеры, срываясь с камня, (чуть сильней нажать)… но искоркам уже не убежать,- уже строки натянута тетИва… ах, да, не так –конечно- тетивА,… ведь я точильщик – и точу слова… пытаюсь… оселком императива.

43
LikaL28.01.2018 09:57
Ответить

Кот Басё

Учитель в гневе выходит из позы лотоса...

Учитель в гневе выходит из позы лотоса, хватает розги, бесится и орет: «Басё, ну когда ты уймешься уже с вопросами?! Ищи свое «я» и утихни, несносный кот!». А Кот сидит на циновке с луной и цаплями, и морда – славным кругленьким кирпичом, и на все крики Учителя проницательно Кот отвечает только одно: «А чё?» И дзен скоро рухнет, как пагода в наводнение, Учитель промухал истину – и не раз: Басё тренирует ангельское терпение, лукаво прикрыв турмалиновый третий глаз.

44
Ответить

Поучительно для меня, по крайней мере. А примеры А4 очень понравились.

45
Ответить

По странной прихоти судьбы, незадолго до финала, неисповедимые инетовские тропы привели меня  к этому автору:

Степаныч

Степаныч помер в октябре. Он так планировал всегда. Чтоб дождь и слякоть во дворе, чтоб скоро были холода, до заморозков чтоб успеть. Чтоб меньше доставлять хлопот. Мужик спланировал смерть, хотя пока ещё живёт.

 

Он чистым застелил кровать, надел сорочку и пиджак, и лёг тихонько умирать. Назавтра понял, что никак не получается уснуть не до утра, а насовсем. И, раз пока не кончен путь, пойду-ка я чего-то съем.

 

Степаныч скорбно сел за стол, достал коньяк и ветчину, налил не чокаясь «за всё», потом налил ещё одну. Чуть-чуть поел, смахнул слезу, вторую рюмку замахнул, услышал музыку внизу (два дня назад ушёл в загул его сосед по стояку, и по ночам поёт блатняк). Степаныч жахнул коньяку, вскочил со стула, сжал кулак, прижал его к своей груди, и затянул «мороз, мороз». Его не будет впереди. Не будет снег морозить нос, не будет скользко в сапогах и не наступит Новый год. Мужик запутался в словах и влил ещё стопарик в рот. Съел с аппетитом ветчину. Заляпал лацкан пиджака. Рукой взъерошил седину. Нащупал пачку табака в кармане брюк и закурил, пуская кольца к потолку. Он думал: вот и жизнь прожил. И тут сосед по стояку опять запел про купола. Степаныч начал подпевать. А песня в форточку плыла, и начинало холодать. И воздух был до звона чист, и в поле взгляда — никого. Он бросил свой окурок вниз и взглядом проводил его. Окурок станцевал кадриль и разлетелся об асфальт. Степаныч думал: жизнь прожил. А ведь вчера ещё был старт, и длинный путь на сто дорог. Степаныч посмотрел наверх. Сосед вопил про русский рок, издалека был слышен смех, на небе не было луны, но фонари справлялись с тьмой. Пейзаж был, в общем-то, уныл. Но тут повеяло зимой. Засеребрилась пустота под желтым светом фонаря, и приключилась красота в ночь накануне ноября. Большими хлопьями кружил ложась на серый город снег. Степаныч думал: жизнь прожил, а ведь не жил как человек! Не доплясал и не допел, и много «недо» что ещё. А снег все падал и летел. Степаныч думал: хорошо! Степаныч думал: поживем! А снег все сыпался с небес.

 

Степаныч помер с октябрем.

А с первым снегом он воскрес.

 

Мальвина Матрасова (а не Матросова, как часто подписывают)

https://pikabu.ru/story/osobyiy_sluchay_5707539 

В моём понимании — это высший пилотаж.

Читала и испытывала всю гамму эмоций. И ни разу не возник вопрос — зачем использован этот формат.

С памятью об этом своём состоянии я и пойду голосовать в финал Кубка. С надеждой, что снова «ощутю» нечто похожее.

 


 

46
LikaL23.04.2018 14:50
Ответить

Астенический синдром


оставьте меня в покое. -
всё  выцвело, не такое, как было ещё недавно, глумливо, как морда фавна, и новости все о том же, — не слушайте, мозг не парьте; там  не на чём задержаться; — где нАчало искажаться? 
из ясного и простого — скамейка в согретом парке, там справа кусты акаций, под ними, согнув коленки, младенчески спящий бомжик...
а мне ни угла, ни щели, 
где можно не быть мишенью, и мне все равно, что скажут, и что возразят на это, пускай целый пуд бумажек кто прячет в большой кишени,-годятся на самокрутки, для пары-другой затяжек, или вон бомжу на ужин, что под ультрафиолетом.
блаженны лишь те, что немы, 
до слёз раздражает слово — оно никогда не ново, поскольку не новы темы; все вместе — Толстые, Лемы,  про смерть и про жизнь на старте, по сути — одно и то же, а правда — в натальной карте и в заданности системы.
всё где-то когда-то было, 
вращается круг уныло, объёмы исчезли — плоско, обстругано кем-то в доску,  глубины обычно мнимы, как свадьбы и именины; 
и сад тоже был, - 
дышалось, подвязывались качели, в сиренях — дебоши пчельи, и всякая мелочь, малость, с халвою там, с Ботичелли… — и тропочки не осталось… лишь груда камней на месте ворот и садовых лестниц.
послушайте, что вам, трудно? оставьте меня...
я всё — не хочу, не буду,
ковёр-самолёт тряпичный, ну пёрышко, шарик — дайте...  взяла бы и улетела, — назад не взглянув ни разу, — не то чтоб от зла и блуда, от люда лихого, сглаза, тем паче от драмы личной, а ото всего бы сразу, и чтоб далеко отсюда, душе отдохнуть и телу. 
и вот бы была планета, и чтоб относилась к нашей, как та сторона монеты...
ну пожалуйста, отпустите к себе самой, 
я давно здесь болтаюсь, хочу домой, здесь трясина, никак не найду опоры, и в которой вобще неизвестно, где верх и низ, может статься, фундамент и есть карниз, прорастают деревья корнями в небесный свод, а кроной — наоборот.
я пыталась идти,- 
может, ногу беру не ту, только каждый шаг получается в пустоту, зависает моя растерянная нога, — элемент достоин, чтобы тамга родовая в свою заплела бы вязь, -на, глядись как в зеркало, не кривясь...
впрочем, вряд ли и это кстати...
просто все от меня отстаньте...

 

Загрузка, подождите!
Страница: 1 2 3 4 5
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...