Ритмическая инерция-2
немного из стихосложения / Читателей: 1
Инфо

Ударения, пиррихии, спондеи...

Наличие ритмической инерции приводит к ряду явлений, которые стихотворец обязан учитывать  в своем  творчестве.

1. В ритмическом рисунке строки не все ударения равноценны по силе и значению.
Даже при отсутствии пиррихиев и спондеев строка может звучать некрасиво или даже нелепо, если ударение оказывается пусть и формально правильным, но попадает на семантически неудачное место.
Тем более, если это место ритмически наиболее значимое.
Возьмем стихотворную фразу.
Формально с идеальным ритмом.
.
“ТАнками нА окровАавленном пОле“
Танками по окровавленным нивам
.
В обычной, не стихотворной, речи слово “на“ может произноситься как с ударением, так и без него, в зависимости от контекста и внетекстовых факторов.
Но в любом случае это  будет звучать “естественно“.
В данной фразе, если читать ее как прозу, ударение в слове “на“ смазывается, приглушается вплоть до полной безударности.
Но в стихе ритмическая инерция не позволяет оглушать ударение, и получается совершенно нелепый акцент “нА“.
Он мог бы быть уместен разве что в случае, когда это нА“ противопоставляется какому-то “пОд“.
Это достаточно частый огрех - под ритмическое ударение попадают служебные, не несущие никакой содержательной или эмоциональной нагрузки слова.
.
И еще чаще встречаются случаи, когда это звучит не столь нелепо, но все равно логическое ударение фразы не совпадает с ритмическим.
Слова стоят не так, как они бы лучше всего прозвучали в виде стихотворной фразы.
Очень часто это как недостаток даже не ощущается.
.
Но большие мастера учитывают такие вещи.
В рифмованном стихе наиболее выделяются окончания строк - как за счет константного концевого ударения (которое, как мы помним, в нормальных (не экспериментальных) стихах никогда не пропускается, и за счет того, что там находится рифма - элемент, дополнительно привлекающий внимание к концу строки.
.
“Слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. Так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особенное внимание ребенка, мы должны дать им наибольшую смысловую нагрузку“
К.Чуковский
.
“Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало“
В. Маяковский
.
Конечно, это - максимализм, далеко не всегда выполнимый и выполняемый, хотя стремиться к этому стоит.
Но, как минимум, следует всячески избегать попадания под рифму служебных или малозначащих, проходных, слов.
Как и слов явно “левых“, появляющихся явно только ради рифмы и никак не привязанных к остальному. Слов, которые спокойно можно было бы без всякого ущерба для смысла и настроения стиха выбросить.
.
И во многих случаях вполне оправданным является допущение негрубой инверсии ради перемещения наиболее нужного слова под рифму:
.
“Я верно б вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив... сколько мог!“
А.Пушкин
.
Инверсии во 2 и 3 строке явно продиктованы именно такими соображениями. Да, конечно, жертва, но оправданная.
Сравните, например, с таким вариантом 2 строки
“в друзья моих печальных будней“
У Пушкина создается нажим на “печальных“, что придает нужную эмоциональную и смысловую окраску.
Третья строка звучит не очень уклюже (хотя в разговорной речи такие конструкции допустимы, и встречаются), но подчеркивает авторскую мысль.
Можно, конечно, спорить, оправдано ли это в данном случае.
Но по-любому ясно, что это сделано не из-за косноязычия, ибо видно, что автор приобрел, пожертвовав складностью речи.
В первой строке “вас“ - стоит в ритмически относительно сильной позиции, как и “счастлив“ в 4 строке. (второе ударение для 4-стопного ямба)
.
Идеал, конечно же, недостижим. И даже гениям далеко не всегда по силам.
Но чувствовать и понимать такие вещи квалифицированный  стихотворец обязан.
.
2. Пиррихии
Пиррихии, то есть пропуски схемных ударений тоже могут восприниматься как более или как менее грубые нарушения.
Как уже говорилось ранее, в 4-стопном ямбе ударение во 2 стопе ритмически более сильное и более важное, чем первое или третье.
Но дело не только в “проседании“ ритма.
Ритмическая инерция все равно в той или иной мере “ударяет“ ритмически сильное место.
И результат зависит, от того, насколько уместно оказывается получающееся звучание.
Разные слова с большей или меньшей легкостью принимают побочные ударения, навязываемые ритмической инерцией.
Например в слове “сАмолЕт“ (в ямбе) побочное ударение на “А“ звучит достаточно естественно.
А вот “ОгорОд“ - уже хуже.
“пОлицАй“ - еще хуже.
А в некоторых случаях возможно даже искажение смысла, возникновение побочных прочтений.
“на тебЕ“ - “нА тебЕ“.
В зависимости от текста строки, навязываемое ритмической инерцией дополнительное ударение может звучать по-разному:
Например:
1. за нЕдалекими холмами
2. Он пЕрепихивал работу
3. Он ЛОмоносовым назвался
Неудачнее всего - третья строка - в ней дополнительное ударение звучит наиболее неестественно.
Таких конструкций следует избегать.
Аналогично - для спондеев.
Следует избегать труднооглушаемых и труднопереносимых
сверхсхемных ударений.
“Ты стой милый, не надо былье ворошить“
“стой“ оглушается с трудом, да еще получается “с той“ вместо “стой“ (поскольку ударение на слове “той“ не столь жесткое как на “стой“, при смягчении ударения на “стой“ начинает слышаться “с той“)

http://www.stihi.ru/2012/04/08/11840

© Критик, 31.07.2015. Свидетельство о публикации: 10050-117083/310715

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...