Шахматы и поэзия. Часть 2
статьи / Читателей: 1
Инфо

автор: Евгений Пряничников

Теперь еще совсем чуть чуть о поэтической логике и потом уже к шахматам.
Вот схема поэтического текста написанного по канонам поэтической логики:

1 )Я там такой сякой
Это первая строка. Дальше думаю. оцениваю, что я чувствую, проверяю не фальшиво ли сказал...
и + думаю, как оценит читатель эту строку.
с учетом всех обдумываний выходит:
2) я делаю то-то и то-то
Далее все тоже, что и после написания первой строки. только усиливается роль читательского восприятия.
3) И все как обычно, но - ой
Теперь уже самое время думать о том, как думает читатель. что он ожидал от тебя услышать, что ты ему сказал. Ты должен эстетически его переиграть. то есть ты пишешь стихи... ты же что-то через это передаешь..
ты хочешь, чтобы читатель, действительно, принял это, а не просто сказал, что это красиво.
4) Вдруг произошло чего-то.

Ясно, что вопрос “Что?“, сколько не отодвигай его на второй план вопросом “Как?“ , все равно останется важнейшим для любого настоящего поэта.
Поэтому проще говоря, можно просто сказать, думай о том, что ты пишешь, что услышит твой читатель, что поймет. Если ты просто ясно сказал, он ясно понял - значит плохо.
Если неясно сказал, он неясно понял - значит тоже плохо.
Ну и соответсвенно если наоборот - то как минимум нормально.
Я, кстати, одному своему товарищу - поэту дал такую критику на стихи. Сказал - нормально. Он почти обиделся... или мне так только показалось...
Но в любом случае, лучше такое “нормально“, псевдокомпетентная критика типа, “ты второй Пупкин“ или, “тебе не хватает того-то и того-то...“
Думаю, для начала сойдет ему и такая критика.

И последнее о поэтической логике:

Стихотворение - своего рода эстетический спор с читателем. Ты утверждаешь свою особую эстетику, он же оспаривает ее...
И ссответсвенно две эстетические задачи, которые решает поэт
1) Удивить читателя.
2) Убить в читателе его обыденность, его серость.

Как это сделать? и теперь о шахматах.

Из одного шахматного пособия:
“Бесконечное кружение черных ладей в прямоугольнике...“
Необычно звучит. А ведь здесь ничего особенного для того, кто знает, что за этими словами стоит...

Один мудрый человек и просто 7-й чемпион мира В. Смыслов сказал
“В шахматах решаются две несопоставимые задачи: победить и создать красоту“.

Шахматная партия еще со времен Стейница, 1-го чемпиона мира, вышла на серьезный профессиональный уровень.
Как писал Рети, у Стейница не было особого таланта, но он разработал теорию и сумел ее применить.
Это теория борьбы. Борьба начинается с первого же хода.
В испанской партии она наиболее ясно отражена.
е4 - белые занимают центр.
е5 - черные делают то же самое
конь ф3 - белые нападают на пешку черных е5, чтобы удержать центр за собой.
Черные могут в ответ напасть на пешку е4 белых (это будет русская партия), но всеже сильнее считается: конь ц6 - защитить свою.
Тогда белые нападают на защитника пешки коня ц6... Их ход Слон б5.
И дальше партия обрастает нюансами...
Можно сказать, что партия это еще и диалог двух игроков. Где каждый создатель и в то же время критик системы противника...
Например,
Кан обыграл Ботвинника (6-го чемпиона мира) в непринятом гамбите Эванса, после этого этот вариант гамбита на какое-то время почти вышел из практики.

Но, главное, что хочу сказать.
Шахматная партия это
1) борьба в дебюте
Здесь следует знать различные дебютные ситемы.

А в поэзии не так что ли? Написал первую строку:
“Ни бэ, ни мэ, любовь моя...“
поздравляю, это у вас ямб4 - самый избитый размер.
Как ты его будешь трактовать, о чем будешь писать, что за словарь будет у твоего текста - вот тебе и дебютная система в поэзии.

Шахматная партия это
2) борьба в середине игры (миттельшпиль)
Здесь следует учитывать обилие комбинационных, тактических, и стратегических возможностей, возникающих после каждого хода в партии.

Так и ты. поворачивай сюжет в любую сторону, вытаскивай красоту из запыленности жизни, которую описываешь, (или напротив вытряхивай запыленность из красоты) - в этом ты свободен. Но только знай, что если где-то ты сделал шаблонный ход, у читателя найдется веский и неприятный для тебя аргумент. И также на вычурный необдуманный твой ход - у читателя также будет отрезвляющий аргумент.

Шахматная партия это
3) Борьба в конце игры (эндшпиль)
Здесь особенно дорог каждый ход.

Ну и в поэзии. заканчивай текст, как хочешь, ярко или не очень... но ты должен почувствовать, что читатель сдался...
Потому, что и твой читатель, который сидит у тебя внутри также должен сдаться. Не слить, но сдаться.
И здесь же творческая радость... Т.е. не просто наслаждение от прекрасного, а рабочая творческая радость.

И еще три момента:
1) Поэзия, в которой поэт играет белыми, делает первый ход, т. е. имеет преимущество. Значит должен победить. Но, в принципе, не отрицаю и ничьей.
2) В шахматах система борьбы. В поэзии система написания текста. Начинается с выбора размера и тематики: Работайте со всеми размерами и почувствуйте плюсы и минсы каждого.
В шахматах - тактика, комбинация. В поэзии - художественные средства.
В шахматах - стратегия. В поэзии - сюжет
К чему приведет тебя твоя стратегия в шахматах? К тому же и сюжет в поэзии... (даже, если твой стих - не сюжетен, все равно там есть какая-то последовательность)
3) В шахматах оппозиция - основной прием борьбы. Выражается в том, что на всякий твой ход соперник находит достойный ответ.
В поэзии соответственно также работает оппозиция: ты - читатель.

Так вот как ты будешь удивлять, убивать читателя? Многообразие перед тобой.
есть много книг, посвященных вопросам поэзии. Есть чистый лист бумаги перед тобой. Читай, пиши. Работай.

п. с. это ни все, но почти все, что я хотел сказать.

Заключение

Ну, разумеется все это многообразие нужно систематизировать. В принципе это уже сделано филологами. Есть ряд размеров, типов рифм, построфных построений... и пр.
За некоторыми размерами даже закрепились их специфические особенности. Типа, размер анапест хорошо подходит к грустным лирическим текстам...
Но все-таки скажу о возможности классификации начал в поэзии подобной дебютной системе в шахматах... выше я уже говорил об этом. Вообще, уподобить поэзию шахматам, это значит не похоронить поэзию... она уже итак похоронена постконцептуалистами... а напротив воскресить ее.
Уподобить поэзию шахматам - значит показать, прараллели между построением текста и шахматной партией.

Шахматы: ты - 64 клетки х количество фигур х возможности ходов каждой фигурой х на возможности различных взаимодействий фигур - твой противник.

Поэзия: ты - определенное количество слов (словарь твоего текста) х звучание слов х лексические значения слов х грамматические особенности слов х сочетания лексических, грамматических и фонетических особенностей - читатель...

Например Блок написал хороший стих: “Мильоны - вас. Нас тьмы и тьмы и тьмы...“ И дальше какой-то Панмонголизм....

Но никто не поспорит, что и Некрасов (современный поэт) интересно переиграл дебют Блока.
Можно сказать, что он увидел здесь маленькую тактическую операцию:
“ Мильоны - вас. Нас тьмы и тьмы и тьмы и тьмы и мыть и мыть и мыть...“
(Ну примерно так)
Уподобить поэзию шахматам - это значит вообще показать как пишется стих. Не то, как он писался каким-нибудь там Пушкиным тыщу лет назад...
А как он пишется сегодня.

Почему какой-нибудь филолог или хуже того “квалифицированный“ читатель с техническим, к примеру, образованием слышит что-то вроде
“На мою свободу слова
Льют козлы свободу лжи“
И с умным видом говорит - это не поэзия.
Ясно, что Шевчук и спорить не станет. Это не его удел - тратить время на пустые споры. Он делает большее.

Ясно, что это не поэзия Пушкина, Блока, Пастернака. Ясно, что про Юрия Шевчука не скажешь. “Это наше все. Это наш второй Пушкин... или хотя бы второй Есенин...“
Но надо признать, что Шевчук это как минимум первый Шевчук...

Смушает слово козлы? А ведь сколько за этими козлами стоит... Это тоже наше все!.. (это аллегория, кстати...)

Уподобить поэзию шахматам - очень сложно. Во всяком случае для меня.

Шахматы: ты - 64 клетки х количество фигур х возможности ходов каждой фигурой х на возможности различных взаимодействий фигур - твой противник.

Поэзия: ты - определенное количество слов (словарь твоего текста) х звучание слов х лексические значения слов х грамматические особенности слов х сочетания лексических, грамматических и фонетических особенностей - читатель...

1) 64 клетки х количество фигур х возможности ходов каждой фигурой х на возможности различных взаимодействий фигур - вот здесь развивается твое шахматное мышление.

2)определенное количество слов (словарь твоего текста) х звучание слов х лексические значения слов х грамматические особенности слов х сочетания лексических, грамматических и фонетических особенностей - вот здесь развивается твоя поэтическая логика.

Шахматное мышление: - победить и создать красоту.
Поэтическая логика: - удивить и победить обыденное в читателе.

отдельно надо будет потом еще разобрать роль критика в поэзии.
Что такое критик в шахматном взгляде на поэзию?

Вопрос о достижениях литературоведения в поэзии... он вообще может быть мною разобран только в течении нескольких лет.
Дело в том, что эти достижения должны как можно органичней войти
в шахматную теорию. Не хочется просто заниматься откровенным изобретательством велосипеда...

2009

http://www.lit-studio.ru/component/resource/article/6560-shahmaty-i-poeziya-chast-2.html
.

© Критик, 29.08.2016. Свидетельство о публикации: 10050-137314/290816

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...