Требования к слогу поэта
немного из стихосложения / Читателей: 2
Инфо

- Архаизмы

Любой язык постоянно изменяется с течением времени. Появляются новые слова, а некоторые лексические единицы незаметно уходят в прошлое, перестают использоваться в речи. Слова, вышедшие из употребления, называются архаизмами. Применение их при написании стихотворных произведений крайне нежелательно — для некоторых читателей в результате этого смысл может быть частично утерян.

Однако для определенных категорий текстов архаизмы вполне допустимы и даже желательны. Среди них произведения, написанные на историческую и религиозную тематику. В этом случае умело использованный архаизм позволит автору более точно описать события, действия, объекты или свои чувства.

- Варваризмы

Довольно часто носители одного языка начинают употреблять для обозначения того или иного понятия слова, принадлежащие другому языку. В некоторых случаях язык от этого становится только богаче, например, если речь идет об обозначении некоего изобретения. Однако чаще всего язык при введении в него слов иностранного происхождения только засоряется.

Лексически единицы, взятые из других языков и имеющие при этом смысловые аналоги в данном языке, называют варваризмами. Употребление их в литературной речи крайне нежелательно — в этом случае теряется самобытность русского языка, звучание и построение стихотворного текста становится более громоздким.

- Неологизмы

Появление неологизмов — следствие закономерного развития любого языка. С возникновением новых понятий появляется необходимость в словах, которые бы их обозначали. Эти слова и становятся неологизмами. В последствии некоторые неологизмы становятся полноправными лексическими единицами языка.

Однако существует группа так называемых неудачных неологизмов — неблагозвучных, неполно отражающих суть понятия слов. Использование таких неологизмов, как и всех не устоявшихся в языке слов и выражений недопустимо при написании стихотворных текстов.

- Параллелизмы

Параллелизмами называются предложения, имеющие тождественный смысл, но разное построение. Допущение параллелизмов в прозаическом тексте перегружает его, делает более трудным для понимания читателем. В то же время в поэзии часто используются параллелизмы, имеющие сходную конструкцию, что позволяет сделать стихотворение более выразительным, лучше раскрыть его смысл.

- Плеоназмы

Плеоназм — это слова или целые выражения, которые можно убрать из текста так, что его смысловая наполненность от этого абсолютно не пострадает. Довольно часто плеоназмы возникают в случае, если автор стремится выразить свои мысли или чувства как можно более полно и точно.

В результате он получает прямо противоположный эффект — речь становится размытой, нечеткой, а до смысла сказанного автором читателю трудно добраться. Однако встречается и намеренное употребление плеоназмов, когда писатель старается достичь особой точности, исключить любое возможное искажение смысла.

В народной речи и поэзии плеоназмы часто используются для того, чтобы сделать все утверждение более убедительным. Однако авторам стоит избегать чрезмерного их употребления, так как большое количество плеоназмов в тексте делает его громоздким и тяжелым для понимания.

- Правильность речи

Правильность речи — одно из важнейших требований к написанию стихотворного произведения. Автор должен соблюдать грамотность, строго следуя правилам того языка, на котором пишется произведение. Частое их нарушение может испортить все впечатление от стихотворения, а также исказить или сделать труднодоступным для понимания его смысл.

Так, частое нарушение правил грамматики, неточности или ошибки в сочетаниях слов были выделены в особую категорию и называются солецизмами. Это название произошло от имени греческого города Соли, где жители часто вводили в свою речь такие обороты, построение которых было характерно для языков, не являвшихся для них родными. Вследствие этого, общий уровень правильности устной речи населения этого города был довольно низким.

Довольно часто современные авторы допускают солецизмы, переводя тексты с других языков. Причина этого, так же как и в случае с жителями греческого города кроется в различии методов построения фраз, использующихся в разных языках.

- Провинциализмы

Провинциализмы в русском языке являются довольно распространенным явлением. Они возникают в результате образования местных диалектов, своеобразных «подвидов» русского языка, использование которых характерно для той или иной местности. Слова-провинциализмы не рекомендуется употреблять в стихотворных произведениях, так как их значение не всегда может быть известно читателю.

Допустимо использование таких выражений только в том случае, если стихотворение напрямую касается местности, для которой они характерны, однако даже в этом случае значение провинциализма необходимо раскрыть в тексте.

- Просторечные выражения

Разговорная речь и литературный язык были четко разграничены с появлением письменности. Со временем разница между ними становилась все более ощутимой, каждое из этих направлений развивалось по-своему. Для того чтобы литературная речь была как можно богаче и выразительнее, авторы постоянно совершенствуют ее, придавая все больше изящности способам выражения мыслей и чувств.

В то же время разговорная речь характеризуется максимальным удобством для употребления, часто неполными грамматическими конструкциями, менее насыщенным по сравнению с литературной речью лексиконом. Использовать обороты и слова, являющиеся просторечными выражениями, нужно крайне осторожно. При умелом подходе они могут многократно усилить выразительность текста, придать ему особую смысловую и эмоциональную наполненность, однако употребление их в чрезмерном количестве приведет к тому, что произведение не будет производить впечатления литературного. Использование вульгаризмов в литературной речи не допускается в принципе.

- Синонимы

Чрезмерное употребление синонимов может отрицательно сказаться на точности речи. Такие слова имеют сходные, но не тождественные значения, и довольно часто авторы, стремясь разнообразить текст, сделать его более выразительным, приходят к тому, что смысл фразы оказывается размытым, сложным для понимания. Для того чтобы сохранить точность речи и при этом написать выразительный, богатый лексически стихотворный текст, автору нужно тщательно подбирать синонимы, вдумчиво анализируя значение каждого из них.

- Тавтология

Тавтологию также можно назвать и плеоназмом, так как по своей сути эта речевая неточность представляет собой переполнение текста синонимичными словами или выражениями с целью наиболее полно раскрыть смысл. Однако тавтологии, хоть и не допустимы в прозе, довольно часто используются в поэзии, придавая стихотворному произведению особую выразительность.

- Точность речи

Точность речи определяется тем, насколько употребленные автором слова или выражения соответствуют тому, что он хотел донести до читателя. С точки зрения этого параметра идеальными для использования становятся слова, имеющие только одно строго определенное значение.

С другой стороны, при использовании такой лексики может пострадать выразительность произведения, поэтому автору нужно строго следить за тем, какие значения имеют слова, употребляемые им, но при этом не стремиться к абсолютно «сухому», однозначному тексту.

- Чистота речи

Чистая речь предполагает абсолютную грамотность, употребление литературных выражений, составление четких лаконичных конструкций предложений и использование в лексиконе только тех слов, что имеют русское происхождение. Чистая речь — обязательно условие для автора, она не только позволяет создавать эмоциональные, насыщенные смыслом и в то же время легкие для понимания стихотворные тексты, ее наличие также является одним из проявлений уважения автора к своему читателю.

Самые распространенные искажения речи можно разделить на несколько категорий: неологизмы, архаизмы, варваризмы, провинциализмы и просторечные выражения и слова.

- Ясность речи

Ясность речи — параметр, напрямую влияющий на то, насколько понятным для читателя будет написанный автором текст. Для того чтобы речь была ясной, автор должен иметь полное представление о том, что он описывает. Положительно на ясность изложения влияет лаконичность и употребление простых для понимания, имеющих только одно значение слов.

Часто речь авторов страдает оттого, что они употребляют двусмысленные выражения или слова. Читатель в этом случае может не понять, что хотел сказать поэт, не уловить смысла стихотворения. Одной из типичных ошибок в этом случае является использование омонимов, слов, имеющих одинаковое написание и звучание, но разные значения. Если в контексте фразы, содержащей омоним, автор не раскрывает его смысл, читатель может не понять, какое именно значение имеет слово в данном случае. Таких слов в русском языке не мало, поэтому писателю следует особенно внимательно следить за правильностью их употребления.

Неправильно расположенные в тексте предложения слова также могут ввести читателя в заблуждение. К этому же пункту можно отнести проблемы, возникающие с ясностью речи при неправильном расположении или вовсе отсутствии некоторых знаков препинания в тексте. Всем известный пример «Казнить нельзя помиловать» — лучшая иллюстрация таких ошибок.

Автору следует особое внимание обращать на построение предложений в тексте — слишком длинные фразы, изобилующие уточнениями или небольшими отступлениями, могут отрицательно сказаться на ясности речи. Затрудняет понимание и употребление в рамках одного предложения подлежащих и дополнений, имеющих одинаковые окончания.

http://pishi-stihi.ru/category/trebovaniya-k-slogu-poeta

© Критик, 13.08.2015. Свидетельство о публикации: 10050-117510/130815

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...