Трёхсложные метры
немного из стихосложения / Читателей: 1
Инфо

автор:Антиквар


Основных трёхсложных стоп в русской силлабо-тонической системе три: дактиль (ударный слог, потом два безударных), амфибрахий (безударный, ударный, безударный) и анапест (два безударных, потом ударный). Так же называются и три трёхсложных метра, используемых в русской поэзии. Хотя ещё Ломоносов писал о трёхсложных метрах, длительное время они были в тени, но с середины XIX века становятся широко распространенными, например:

у Некрасова –
«И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя – суди его Бог» (анапест)

у Полонского –
«Слышится города шорох ночной,
Снег подметённый скрипит под ногой! (дактиль)

у Тютчева –
«И две беспредельности были во мне,
И мной своенравно играли оне» (амфибрахий)

Общая особенность трёхсложников – чередование ударного слога с двумя безударными, так что между двумя ударными слогами оказывается два безударных. Течение стиха здесь более медленное, чем в двусложниках. Кроме того, для трёхсложников характерна легкость взаимопереходов, которой пользовались многие поэты. Например, в знаменитом лермонтовском:

«Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной»

первая строка - амфибрахий, вторая – анапест. Но если обе строки написать в одну, слитно – то вся она будет звучать однородным амфибрахием. Этот эффект получается потому, что первая строка завершилась ударным слогом, т. е. стопа амфибрахия была усечена. Если к ней мысленно добавить первый безударный слог второй строки, то полнота стопы будет восстановлена, а вторая строка зазвучит амфибрахием. Такой эффект используется часто. В некоторых случаях применяется даже более смелый переход в другой метр, как в этом отрывке (см. вторую строку):

Я обычайна, порой - отразима,
Я зимы пророчу весне,
Тайной случайной, поэмою мнимою -
День заморочу во сне. (Нэйл)
http://www.stihi.ru/2004/12/07-238

Трёхсложники более урегулированы и статичны по сравнению с двусложниками – в них меньше возможностей для ипостас - замен одних стоп другими, причем если такие замены случаются, они звучат жестким метрическим перебоем. Трёхсложники «не любят» коротких слов – если их активно использовать в тексте, получается много сверхсхемных ударений (конечно, если надо сделать текст «рваным», захлебывающимся, с резкими ритмами – это можно и нужно). Очень длинные слова будут приводить, наоборот, к пропускам ударений в сильных местах стиха. Ритмы трёхсложников в целом значительно беднее, чем у двусложников.

Из размеров трёхсложников наиболее обычны трех-, четырех- и пятистопные. При этом длинные, пятистопные размеры обычно даются с цезурой после второй стопы, как в этом стихотворении Игоря Царева:

Что такое любовь?
Это жизнь, это наша весна,
Та, что бродит в Москве
Как вино по рассохшейся бочке,
Это наши мечты,
И счастливые ночи без сна,
Это мой талисман
На серебряной тонкой цепочке.
http://www.stihi.ru/2004/04/13-1102

Трёхсложники и после XIX века остались популярны, но в начале XX а они были сильно потеснены тоническими метрами, прежде всего дольниками, многие из которых, по существу, развились из трёхсложников. Но об этом после. А пока порадуемся тому, что основные размеры русской силлабо-тоники (двусложники и трёхсложники) – пройдены.

Св. Григорий Синаит, говоря о постижении Веры, произнес красивый афоризм: «Предел православия есть свято чтить Двоицу и Троицу» (то есть, Богочеловеческую, двойную, природу Христа, и Святую Троицу собственно). Вот так и тот, кто понял сущность русских двусложников и трёхсложников, сможет овладеть и всеми остальными метрами.

http://www.stihi.ru/2006/06/04-1890

© Критик, 08.06.2015. Свидетельство о публикации: 10050-114222/080615

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...