Запись стихов, ч. 1. Внутренняя рифма
немного из стихосложения / Читателей: 1
Инфо

Как только не записывает стихирянин свои творения на сайте – и аккуратными строфами, и сплошным фрагментом строк, а иногда и вовсе запишет текст по всей странице, - как в прозе! А, если и не как в прозе, то все равно чудит: то между всеми строками в строфе у него есть связующая рифма (перекрестная, охватная или попарная), то вдруг попадаются строчки, которые ни с чем не рифмуются! И самое противное, что в последних случаях занудная Алкора иногда придирается к автору – “мол у тебя тут рифма потеряна“, а иногда нет, как будто так и нужно!

А как вообще правильно записывать свои стихи при публикации? И что это за зверь такой – внутренняя рифмовка и еще более страшный зверина – «мнимая проза»? На все эти вопросы пришла пора дать понятные ответы. Чем я и займусь сегодня.

Стихи – это речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков называется “СТИХОМ” и на письме обычно выделяется в отдельную СТРОКУ.

СТРОКА является важной ритмической единицей в стихах. Есть даже мнение, что стихи - это все то, что разбито автором на строки. Но это, конечно, не так - по техническим причинам любой печатный текст печатается в виде строк.
Речь здесь идет не столько о строке, сколько о ФРАЗЕ и ФРАЗОВОМ РИТМЕ. Но поскольку традиционно стихотворная фраза печатается в виде отдельной строки,
то сложилась именно такая терминология. И некоторым стихирянам кажется, что как он напечатал свои стихи, так и хорошо. Но:

НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ! СТИХОТВОРНАЯ СТРОКА - это РЕЧЕВАЯ РИТМИЧЕСКАЯ единица.

Сегодня мы поговорим только о рифмованных стихах (исключив из темы обсуждения свободный стих (верлибр), вольный и белый стих).  А еще вспомним полезные определения:

Чередование сильных и слабых мест называется МЕТРОМ
Повторяющееся сочетание сильного и слабого мест – СТОПОЙ.
В зависимости от числа стоп в стихотворной строке каждый метр имеет несколько РАЗМЕРОВ. Эти стихотворные размеры различаются непосредственно на слух.

Есть два способа написания рифмованных стихотворных строк:

1. Традиционный.  Разделять стихи на строки согласно их стихотворному размеру .
Это самый лучший и самый правильный способ, потому что он помогает автору увидеть свои ошибки, касающиеся ритма и рифмы.

2. Смысловой. Автор использует те же самые строки, но дополнительно в них выделяет отдельные фрагменты, как посылы отдельной мысли, то есть “дурью мается“ – передает особенности интонации стиха.

Такие попытки делались и “великими“. Самая известная из них – это «лесенка» Маяковского; печатая свои 4-ударные стихи «ступеньками» преимущественно по 1+1+2 или 2+2 слова, а 3-ударные – по 1+2 слова, он добивается того, что начало стиха звучит более отрывисто, а конец – более плавно. Есть и другие примеры.

Поздний Андрей Белый, стремясь передать «мелодическое» единство стиха, печатал почти каждое слово в отдельную строку (как бы выделяя его курсивом) и сдвигал части фраз вправо (как бы требуя соответственного повышения или иного напряжения голоса).

Приведу пример попроще – свой:  
(Алкора. «Будь бдителен» http://www.stihi.ru/2011/05/26/3597)
                  
Сравним две формы записи этого стихотворения:

А)  традиционная – согласно размеру:

Будь бдителен: мы все стоим на грани,
Душа трепещет в муках бытия.
Будь бдителен, чтоб снова утром ранним
Встречать рассвет смогли и ты, и я.

Всё от тебя, и всё в тебе, а нити
к спасению немыслимо тонки.
Ты можешь на ступень иную выйти,
А можешь вниз упасть - на дно реки

пустых страстей, иллюзий и амбиций,
реки желаний призрачных и бед….
Разрушены сокровища традиций,
и попран Богом данный нам завет –

любить других! В циничном мраке буден
лишь он дает надежду - воспарить.
Судьба Земли сейчас вершится в людях.
Будь бдителен, чтоб мир мог дальше быть!

Б) смысловая (можно это же самое написать и «лесенкой»):

Будь бдителен:
мы все стоим на грани,
Душа трепещет в муках бытия.
Будь бдителен,
чтоб снова утром ранним
Встречать рассвет смогли
и ты, и я.
Всё от тебя,
и всё в тебе,
а нити
к спасению
немыслимо тонки.
Ты можешь
на ступень иную выйти,
А можешь вниз упасть -
на дно реки
пустых страстей,
иллюзий и амбиций,
реки желаний призрачных
и бед….
Разрушены
сокровища традиций,
и попран
Богом данный нам завет -
любить других!
В циничном мраке буден
лишь он дает надежду -
воспарить.
Судьба Земли
сейчас вершится в людях.
Будь бдителен,
чтоб мир мог дальше
быть!

Поскольку данное стихотворение – лозунг, призыв, то его есть смысл записать именно вторым способом – для усиления акцента на отдельных местах. Но, сочиняя стихи, всегда начинайте с традиционной записи – она покажет вам все места, которые надо согласовать по числу сильных (ударных) мест в строке и по концевым рифмам. После их доработки, вы можете записать стихи в смысловой форме.

Главное правило: КОНЕЦ СТРОКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ СТИХОТВОРНОМУ РАЗМЕРУ, (в традиционной записи) должен СОВПАДАТЬ С КОНЦОМ СТРОКИ в СМЫСЛОВОЙ записи!

Приведенный выше пример написан так называемой “короткой строкой“: во время его прочтения нам нет нужды делать остановку в середине строки. Наш стихирский автор, желая показать свое мастерство, обожает писать длинной строкой - многостопной, которую за раз не прочтешь и где-то внутри нее приходится делать интонационную остановку. То есть, длинная строка состоит из двух ПОЛУСТРОК. Концы этих полустрок могут рифмоваться, а могут и нет.

Рассмотрим разные случаи написания стихов и поймем, когда и для чего есть смысл записывать стихи длинной строкой.

1. Внутристрочная рифма есть.

(На примере:
Алкора «Ты, играешь со мной, как с кошкою» http://www.stihi.ru/2011/01/24/2794)

Не напрасно все чувства прячу я: в просторах космоса
я всего пылинка, по-прежнему, - простимся буднично.
Обещания зря растрачены, не мучай голоса…
Появился - заря забрезжила, а было сумрачно.

Ты, играешь со мной, как с кошкою, беды не ведаешь,
страсть легко опалит горячая, погасишь сразу ли?
Все дороги назад отброшены, чего ж ты делаешь?
Вместе с радостью боль в придачу мне, играем фразами!

Только поздно - созрело яблоко, а Змей прицелился,
искушенье уже намечено, и сети брошены,
не придется парить над облаком, ты зря надеялся,
что поделать, любовь доверчива: пришла непрошено.

Особенность данного стиха – стопный логаэд (первая полустрока написана 5 стопным ямбом, вторая -2 стопным анапестом). О логаэдах см. http://www.stihi.ru/2010/09/13/2598.

Распишем это же стихотворение по полустрокам (что разумно, т.к. в здесь между полустроками есть рифма и вы точно не будете раздражать не поднаторевшего в вопросах стихосложения стихирского критика ее отсутствием!). В итоге, получим строчный логаэд:

Не напрасно все чувства прячу я:
в просторах космоса
я - всего пылинка, по-прежнему,-
простимся буднично.
Обещания зря растрачены,
не мучай голоса…
Появился - заря забрезжила,
а было сумрачно.

Ты, играешь со мной, как с кошкою,
беды не ведаешь,
страсть легко опалит горячая,
погасишь сразу ли?
Все дороги назад отброшены,
чего ж ты делаешь?
Вместе с радостью боль в придачу мне,
играем фразами!

Только поздно - созрело яблоко,
а Змей прицелился,
искушенье уже намечено,
и сети брошены,
не придется парить над облаком,
ты зря надеялся,
что поделать, любовь доверчива:
пришла непрошено.

2. Внутристрочной рифмы нет
(на примере: Алкора «Разукрасилась верба» http://www.stihi.ru/2011/04/16/5157)

Облака, словно лебеди, тихо плывут в поднебесье,
Отыскав в синеве белопенную, дружную стаю.
Под стрехою сарая с рассвета доносится песня,
Кто-то тенькает звонко, но имени птички не знаю.

Дождь апрельский пролил, пахнет солнцем и свежей травою,
Сорняки из земли потянулись нашествием грозным,
А на вишнях смола – растекается, лечит собою
все разломы коры - преступления прошлых морозов
…. и т.д

При чтении данной длинной строки в ее середине мы делаем паузу – имеем две полустроки, но они не срифмованы, что не портит звучания стихов (иногда, в некоторых стихах  – портит, и тут надо уметь «слышать» свои стихи: если они звучат плохо – рифму придется сделать и внутри!). Оснований разбивать полустроки на строки, здесь нет, хотя нет и особого в этом преступления (просто в таком варианте к вам начнут придираться непрофессионалы и требовать от вас рифмы!)

Облака, словно лебеди,
тихо плывут в поднебесье,
Отыскав в синеве
белопенную, дружную стаю.
Под стрехою сарая с рассвета
доносится песня,
Кто-то тенькает звонко,
но имени птички не знаю.

Дождь апрельский пролил,
пахнет солнцем и свежей травою,
Сорняки из земли
потянулись нашествием грозным,
А на вишнях смола –
растекается, лечит собою
все разломы коры –
преступления прошлых морозов.
…….

3. Срифмованы только полустроки.
(на примере: Алкора «В миражах» http://www.stihi.ru/2010/10/19/2095)
………
Не мне, увы, стихи ты пишешь, не мною ночью грезишь, дышишь,
и мы, шутя, с огнем играем, ты не со мною ищешь рая…
Не надо долгих объяснений, ведь все, что было – сон весенний,
летучий пух, ничто, игрушка… уйду сама в туман, не струшу,
мне убегать не привыкать… тебе любить, а мне – летать.
……..
Распишем тот же текст по полустрокам и получаем вполне привычное по форме стихотворение с парной рифмовкой:

Не мне, увы, стихи ты пишешь,
не мною ночью грезишь, дышишь,
и мы, шутя, с огнем играем,
ты не со мною ищешь рая…
Не надо долгих объяснений,
ведь все, что было – сон весенний,
летучий пух, ничто, игрушка…
уйду сама в туман, не струшу,
мне убегать не привыкать…
тебе любить, а мне – летать.

В данном примере запись длинной, удвоенной  строкой - не более, чем желание автора покрасоваться - поиграть с формой. Более оправдана здесь запись короткими, рифмованными строками.

http://www.stihi.ru/2011/06/01/2800

© Критик, 13.03.2016. Свидетельство о публикации: 10050-129542/130316

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...