мейл-арт
статьи / Читателей: 1
Инфо

автор: Юрий Гик
.

Основателем мэйл арта принято считать американского художника Рэя Джонсона. С середины 50-х годов прошлого века он занимался рассылкой по почте своих коллажей и списков адресатов (в которые входили и фантастические персонажи). Реальными адресатами этих писем были как известные художники и арт-критики (прежде всего, американские), так и малоизвестные художники Северной/Южной Америки, Западной Европы, Японии. Коллажи обычно сопровождались надписью «Добавь и отправь имярек». Это свидетельствовало об особой заботе Джонсона о коммуникационной составляющей этой почтовой деятельности. В результате появилась сеть художников/поэтов, связанных друг с другом с помощью почты. Сначала Джонсон называл свою деятельность «Мотикос» (Moticos). Это его неологизм, в котором Рэю нравилось, что он мог рассматриваться как форма (в английском языке) и единственного, и множественного числа, в слове также можно было произвольно ставить ударение. В 1962 году друг Рэя Джонсона Эд Планкет написал статью в одном из влиятельных арт-журналов США, где дал название деятельности Рэя «Нью Йоркская школа корреспонденции» (New York Correspondence School). Это название пародировало как модную в то время Нью Йоркскую школу художников (абстрактные экспрессионисты Раушенберг (одноклассник Джонсона по легендарному «Блэк Маунтин» колледжу, наследнику Баухауза), де Кунинг, Ротко, Поллок и другие), так и многочисленные коммерческие курсы обучения живописи по почте. В начале 1970-х школа Рэя «умерла». Джонсон даже отправил соответствующее письмо в отдел некрологов в «New York Times» (формальным поводом послужило создание школы под аналогичным названием канадцами). Но школа немедленно возродилась под именем «Университета Будды Рэя». Рэй организовывал также встречи своих корреспондентов в рамках фантастических клубов: «Клуба голубоглазых», «Фан-клуба Паломы Пикассо» и других. В 1970 году Рэй организовал одну из первых выставок мэйл арта в музее Уитни (Нью Йорк), где показал без отбора все присланные для этой выставки работы. Позже американским художником Лоном Шпигельманом были выработаны особые правила мэйл арт выставок (отсутствие жюри, отбора и возврата работ, документация всем участникам), а также был провозглашен лозунг «Мэйл арт и деньги не смешиваются». С 1970-х годов известен другой популярный лозунг итальянского художника Руджеро Маджи: «Мэйл арт использует институции в местах институций против институций». Эти лозунги показывали демократическую природу мэйл арта и оппозицию коммерческому искусству, а также преемственность бунтарским традициям авангардных групп начала XX века: футуристов, Дада и других.
С середины 1960-х годов художники международной группы «Флаксус» (особенно Кен Фридман) стали распространять по почте большие списки художников/поэтов, заинтересованных как в художественных экспериментах с почтой, так и в маргинальных сферах художественного творчества: альтернативные марки и штампы, визуальная (прежде всего, конкретная) поэзия, бук-арт, альтернативная музыка (например, панк-рок), компьютерная графика (ранний период) и т.п. В середине 1970-х годов в популярном журнале «Роллинг Стоунз» был опубликован цикл статей о мэйл арте. Эти шаги способствовали резкому росту популярности мэйл арта в 1970-х годах: выросло количество участников (куда стали входить не только художники/поэты, но и разнообразные радикально настроенные по отношению к искусству личности (однако в мэйл арте никогда не приветствовались идеи насилия в любой форме)); выросло количество выставок по всему миру, а также количество публикаций: в 80-е появились первые книги, посвященные теме мэйл арта.
Мэйл арт стал выступать неким рамочым образованием, свободной средой, связывающей огромное количество активных творческих личностей. Это пространство генерации идей (например, художественные феномены 80-х «неоизм» и «арт-страйк» родились в мэйл арт сети), оперативного обмена информацией и работами, различных форм коллективного творчества (от рисования на бумаге многими художниками до фестивалей). Через мэйл арт прошли многие известные художники: концептуалист Он Кавара, группа «Флаксус» (в том числе Йоко Оно, Йозеф Бойс и основатель видео-арта Нам Джун Пайк), Энди Уорхол (с которым у Рэя Джонсона были очень теплые отношения) и другие. В некоторых выставках принимали участие Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.
Сейчас мэйл арт сеть насчитывает несколько тысяч членов (некоторые исследователи дают цифру 20 тысяч, но точной цифры не знает никто). Только на 2004 год планируется 3 больших фестиваля в Европе: в Бельгии, Германии и Италии. В рамках фестивалей помимо разнообразных выставок, инсталляций и перформансов планируются теоретические дебаты – попытки зафиксировать и осмыслить современное состояние дел в сети: отошение к интернету, фиксация истории мэйл арта (о мэйл арте уже написано несколько диссертаций), открытие архивов для публики и т.п.
Одним из специфических разделов мэйл арта является альтернативная филателия, т.е. марки, сделанные художниками в декоративных целях (эти марки существуют и вне мэйл арт сети). Первая выставка таких марок была проведена в Канаде в 1974 году канадским художником Джеймсом Фельтром. В 1998 году при помощи Фельтра была проведена «Первая в России выставка альтернативных марок» в большом Манеже (Москва) в рамках ежегодного «Арт-Манежа».
Другим специфическим разделом мэйл арта (также переросшим его рамки) является стэмп арт, то есть штампы художников. В США, например, значительным тиражом издается ежемесячная газета «Rubberstamp madness», посвященная стэмп-арту. Это отражает большой интерес к этому виду творчества.
В последнее время часто проводятся выставки открыток мэйл арта или оформленных художниками конвертов. Говорить о выделении открыток или конвертов художников в отдельные направления современного искусства пока рано (это суждение не относится к традиционной филателии или филокартии).
Анализ самих визуальных работ, представленных на открытках (как и конвертах, марках) затруднителен в силу отсутствия формальных ограничений на применяемые стили и техники. Можно отметить тенденцию к экспериментированию (классические пейзажи, портреты, натюрморты чрезвычайно редки). Многие открытки сделаны в форме коллажа. Это объясняется как влиянием Джонсона (коллаж у него был главной техникой, и он их довольно успешно продавал (эта деятельность была независима от мэйл арта)), так и доступностью самой техники. Часть открыток представляет фотокопию живописной работы или фотографию объекта художника. Небольшая часть является обычными фотографиями или рисунками самых разнообразных стилей. Отдельно можно выделить открытки-приглашения на выставки мэйл арта.
Открытки популярны в мэйл арте, и почти каждый мэйл артист делает свои работы в этой «технике». Из наиболее интересных художников, работающих с открытками, я бы выделил Гвидо Бондиоли (Гватемала-США), Хеннинга Митендорфа (Германия), Гвидо Вермелен (Бельгия), Кеичи Накамура (Япония), Питер Кюстерманн/Нэтмейл (Германия), Улла Рор (Швейцария), НАТО (Франция), Юрген Олбрих (Германия), Руджеро Маджи (Италия), Витторе Барони (Италия), Джон Хелд младший (США).
Во времена Перестройки мэйл арт пришел в Россию. Сейчас в России живет несколько десятков мэйл артистов. Активны в этом отношении Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Нижний Новгород.



7 января 2004 года

(Текст опубликован в журнале «Жук» N1 2004, стр.29-31)

http://www.chernovik.org/vizual/?rub_id=6&leng=ru

© Критик, 18.10.2016. Свидетельство о публикации: 10050-139117/181016

Комментарии (0)

Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...