Пушкин А. С. Евгений Онегин. Глава Первая
Поэма / Читателей: 17
Инфо

Содержание.
1.ВСТУПЛЕНИЕ.
2.РИФМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
3.СТАТИСТИКИ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“.
4.БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
5.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.


1. ВСТУПЛЕНИЕ.
  Приступим к изучению ритмики романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин“.
Набрав в браузере поисковый запрос “Онегинская строфа“, мы получим 45 700 документов.
  Самое поразительное, все работы накопленные за 200 лет, посвящены рифмике романа. И нет ни одной работы посвящённой исследованию ритмики. Даже в монументальном исследовании романа “Евгений Онегин“ В. Набокова не сказано ни слова о ритмики Онегинской строфы.
  Оно и понятно. Исследование ритмики настолько трудоёмкий процесс, что возможность её исследования открылась лишь недавно, благодаря революции в области научно-технической информации и прогрессу электронной техники.


2. РИФМИКА И РИТМИКА ОНЕГИНСКОЙ СТРОФЫ И РАЗМЕРЫ СТРОК.
    Онегинская строфа  состоит из 14 строк, с отрифмованными четверостишиями.
- первое четверостишие с перекрестной рифмовкой AbAb;
- второе четверостишие с парной рифмовкой CCdd;
- третье четверостишие с опоясывающей рифмовкой EffE;
- двух заключительных строк  с парной рифмовкой gg.

AbAb CCdd EffE gg

A, C, E – строки с женскими рифмами.
b, d, f, g – строки с мужскими рифмами.

   Для иллюстрации всего, вышесказанного приведём строфу Раздела V Первой главы
романа “Евгений Онегин“.
  
1.  Мы все учились понемногу.............9 A
2.  Чему-нибудь и как-нибудь,..............8 b
3.  Так воспитаньем, слава богу,...........9 A
4.  У нас немудрено блеснуть...............8 b

5. Онегин был по мненью многих........9 C
6. (Судей решительных и строгих).......9 C
7. Учёный малый, но педант:................8 d
8. Имел он счастливый талант...............8 d

9. Без принужденья в разговоре.............9 E
10. Коснуться до всего слегка................8 f
11. С учёным видом знатока..................8 f
12. Хранить молчанье в важном споре.9 E

13. И возбуждать улыбку дам.................8 g
14. Огнём нежданных эпиграмм............8 g  

В колонке справа цифры 8 и 9 - количество гласных в строке.

   Использование диаграмм для иллюстрации строковой ритмики позволило выявить количество гласных звуков в строках с женскими и мужскими рифмами. Строки с женскими рифмами содержат 9 гласных звуков, а строки с мужскими рифмами - по 8 гласных звуков.  Эта закономерность, впервые установлена нами и наглядно проиллюстрирована на диаграмме «ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА».


3. СТАТИСТИКИ РОМАНА “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“.
Роман “Евгений Онегин“ состоит из восьми глав. Каждая глава состоит из Разделов пронумерованных римскими цифрами.
Глава Первая. Разделы I–VIII(8), X–XII(3), XV–XXXVIII(24), XLII–LX(19).
В круглых скобках указано количество Разделов в привычной арабской цифровой нотации. Всего, если судить по римской нотации, в Первой главе должно быть 60 Разделов. Но некоторые Разделы отсутствуют. Поскольку были исключены поэтом. Таким образом в Первой главе осталось 54 Раздела.

    Разделы содержат по 14 строк. Как не трудно подсчитать, всего в Первой главе 756 строк. Попробуйте в ручную сосчитать количество гласных звуков (или тоже самое слогов) в 756 строках. Вот мы и получаем объяснение, почему исследования ритмики стихов так и не осуществлялись.

  В Строковой Ритмограмме Онегинской строфы иллюстрируется распределение гласных звуков в 14 строках, из которых состоят Разделы и приводится сопоставление длинны строк с их рифмикой. На приведённой диаграмме впервые приводится графическая  иллюстрация Онегинской строфы в таком, комплексном виде. На одной диаграмме отображена как рифмика, так и ритмика.


4. БЛОКОВАЯ РИТМОГРАММА.
  На диаграмме “Слоги по позициям Блоковой ритмограммы“ видно, что на 2, 4, 6, 8 позициях (столбцы чёрного цвета) приходится 2444 ударных слога, что от количества слогов в Первой главе 3054 составляет 80%.

     Для дальнейшего анализа напомним ритмику некоторых стихотворных метров русского стихосложения.
ХОРЕЙ. Ударение в строках стиха на 1, 3, 5, 7 и т. д. слогах.
ЯМБ. Ударение в строках стиха на 2, 4, 6, 8 и т. д. слогах.

Ведущим стихотворным метром в Первой главе романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин является Ямб. СИЛА* СТИХОТВОРНОГО МЕТРА ЯМБ РАВНА 80%.

*Примечание.
Для характеристики общей картины распределение ударных гласных во всём стихотворном произведении вводится специальная мера стихотворных метров - СИЛА. Под СИЛОЙ стихотворного метра понимается отношение количество ударных гласных на позициях стихотворного метра к общему количеству ударных гласных в стихе, выраженное в процентах.


5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Красочные Диаграммы ритмики стихов необходимо широко использовать при изучении русского языка и литературы в ВУЗах, школах, литературных кружках.
Использование Ритмограмм позволит наглядно увидеть Рифмику и Ритмику произведений русских  поэтов.Наглядные иллюстрации избавят учащихся от кошмара нудных, словесных пояснений русской поэтики. Пояснений - “разжёвываний“, которые способны убить всякий интерес к стихотворным произведениям, чем привлечь к ним внимание.
Красочные диаграммы можно использовать в качестве символов различных Пушкиниад, для памятных бейджиков участникам мероприятий.

© Ангарский, 05.06.2019. Свидетельство о публикации: 10050-170822/050619

Комментарии (6)

Загрузка, подождите!
1
Ответить

Интересное исследование! Лет двадцать пять назад я читал исследование некоего автора о расчёте звонкости стихов, где ударные гласные получали 7 баллов, безударные 6, сонорные согласные типа М, Н по 5 и так до глухих шипящих по одному.
Помню пример звонкой строки из Георгия Иванова:
На небо глядела с тоскою

2
Grag05.06.2019 07:40
Ответить
О, второй Шенгели нарисовался
3
Grag05.06.2019 07:47
Ответить
Строки с женскими рифмами содержат 9 гласных звуков, а строки с мужскими рифмами — по 8 гласных звуков. Эта закономерность, впервые установлена нами и наглядно проиллюстрирована на диаграмме

Это сча серьёзно было?
5
Ангарский05.06.2019 12:15
Ответить

Павел Мартыно
Я познакомился с литературоведческой школой Санкт -Петербурга.
Они там пытаются на Онгинские строфы набросить флёр чисел Фибоначчи, золотое сечение из геометрии и ряд трансцедентных чисел, появившихся в десятичной системе счисления. При чём делают это с таким упоением, что для подтверждения своих «открытий»совсем не нуждаются ни в тексте «Евгения Онегина», ни в самом Пушкине.
 
С открытием Лобачевским неэвклидовой геометрии, перед математиками открылось гладкое поле по созданию непротиворечивых умственных систем на любой аксиоматической основе.
При чём, ньюконструкторов совершенно не интересует как соотносится построенная ими числовая система с реальным миром.
Хотя предшественники уделяли этому самое пристальное внимание. Георг Кантор, создав теорию множеств, обещал на этом фундаменте подвергнуть ревизии всё естествознание.
Лобачевский за подтвежением реальности своей неэвклидовой геометрии обращался к астрономическим наблюдениям.
 
Вот почему, усилия петербургских лингвистов в звукосочетании стихов найти аналогии с мировыми константами (число пи, константа Эйлера, золотые сечения, структура числовых рядов Фибоначчи и пр.) позволяет полагать, что все эти потуги ни на йоту не приближают нас к пониманию стихотворной гармонии произведений поэзии.

Последний раз редактировал Ангарский 05.06.2019 13:02
6
Hoogin08.06.2019 10:01
Ответить
Вы людей совсем за идиотов держите?
Загрузка, подождите!
Добавить комментарий

 
Подождите, комментарий добавляется...